Администрация
города Димитровграда Ульяновской области

Оценка эффективности налоговых расходов

Отчет об оценке эффективности


налоговых расходов города Димитровграда Ульяновской области за 2019 год

Оценка эффективности налоговых расходов за 2019 год проведена в соответствии с постановлением Администрации города Димитровграда Ульяновской области от 25.06.2020 №1124 «Об утверждении порядка формирования перечня налоговых расходов города Димитровграда Ульяновской области и оценки налоговых расходов города Димитровграда Ульяновской области».

Оценка эффективности налоговых расходов проводится в целях минимизации риска предоставления неэффективных налоговых расходов.

Для проведения оценки эффективности налоговых расходов использовались данные, предоставленные Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области: о категориях налогоплательщиков, о суммах выпадающих доходов и количестве налогоплательщиков, воспользовавшихся льготами.

В зависимости от целевой категории определены основные виды налоговых расходов: социальные, технические и стимулирующие.

В ходе проведения оценки эффективности налоговых расходов осуществлялась оценка целесообразности и их результативности.

В 2019 году на территории города Димитровграда предоставлялись следующие льготы:

1. Освобождены от уплаты земельного налога:

- организации и физические лица, обладающие на праве постоянного (бессрочного) пользования и на праве собственности земельными участками общего пользования, в том числе земельными участками, предназначенными для размещения лесопарков, парков, скверов, аллей, зеленых насаждений, памятников, бюстов, скульптурных композиций, малых архитектурных форм, кладбищ, автомобильных дорог общего пользования местного значения, в отношении таких земельных участков (данная льгота отнесена к техническим);

- органы местного самоуправления, муниципальные учреждения, учредителем которых является муниципальное образование "Город Димитровград" Ульяновской области (данная льгота отнесена к техническим);

- многодетные семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей; матерей-одиночек, имеющих несовершеннолетних детей; детей-сирот и несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, обладающие на праве постоянного (бессрочного) пользования и на праве собственности земельными участками, предназначенными для личного подсобного хозяйства, жилищного строительства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства, в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (данная льгота отнесена к социальным);

- граждан из малообеспеченных семей, признанных таковыми в установленном законом порядке, обладающих на праве постоянного (бессрочного) пользования и на праве собственности земельными участками, предназначенными для личного подсобного хозяйства, жилищного строительства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства, в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (данная льгота отнесена к социальным);

- инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты Ульяновской области в соответствии с Законом Ульяновской области от 15.03.2005 N 019-ЗО "О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области", - в отношении земельных участков, непосредственно используемых для реализации инвестиционных проектов, с начала налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором присвоен статус приоритетного инвестиционного проекта Ульяновской области, на срок действия статуса приоритетного инвестиционного проекта Ульяновской области (данная льгота отнесена к стимулирующим);

- участников Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, лиц, награжденных знаком "Житель блокадного Ленинграда", вдов ветеранов Великой Отечественной войны (данная льгота отнесена к социальным);

- организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, обладающие на праве собственности земельными участками, входящими в состав территории индустриальных (промышленных) парков, которые соответствуют требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2015 N 794 "Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков" - в отношении таких земельных участков, на срок по 31 декабря 2026 года при условии отсутствия у них на начало налогового (отчетного) периода недоимки по налогам, сборам и задолженности по уплате пеней и штрафов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, возникших в связи с исполнением обязанностей налогоплательщика и (или) налогового агента (данная льгота отнесена к стимулирующим);

- организации, которым в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 16.08.2013 N 367-П "О некоторых вопросах деятельности организации, уполномоченной в сфере формирования и развитии инфраструктуры промышленных зон" присвоен статус организации, уполномоченной в сфере формирования и развития инфраструктуры промышленных зон, - в отношении земельных участков, принадлежащих на праве собственности данным организациям, на срок по 31 декабря 2020 года (данная льгота отнесена к стимулирующим);

- юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами, обладающие на праве собственности земельными участками, входящими в состав территории опережающего социально-экономического развития, при осуществлении видов экономической деятельности, для которых на территории опережающего развития действует особый правовой режим, - в отношении таких земельных участков, на срок по 19 июля 2027 года при условии отсутствия у них на начало налогового (отчетного) периода недоимки по налогам, сборам и задолженности по уплате пеней и штрафов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, возникших в связи с исполнением обязанностей налогоплательщика и (или) налогового агента (данная льгота отнесена к стимулирующим);

- ветеранов боевых действий, инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, либо из числа бывших партизан, а также других категорий инвалидов, приравненных по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих, в отношении земельных участков, предоставленных в собственность бесплатно органами местного самоуправления для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (данная льгота отнесена к социальным).

2. Освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц:

собственники жилых домов, квартир, комнат, являющихся членами семей, имеющих на воспитании и содержании троих и более детей в возрасте до 18 лет и (или) лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, - до окончания ими обучения, но не более чем до достижения возраста 23 лет (данная льгота отнесена к социальным).

3. Установлена понижающая налоговая ставка в размере 0,1% от кадастровой стоимости земельного участка, не используемого в предпринимательской деятельности, приобретенного (предоставленного) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельного участка общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

1.1. Льгота по налогу на имущество физических лиц:

№ п/п

Фискальные характеристики налоговых расходов

2018 год

2019 год

Темп роста (2019 года к 2018 году) %

1

Объем налоговых расходов в результате освобождения от налогообложения, тыс.руб.

1

145

рост в 145 раз

2

Численность налогоплательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, чел.

5

353

рост в 70.6 раз

3

Общее количество налогоплательщиков, чел.

82 735

83 423

100,8%

Востребованность (соотношение численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы к общей численности плательщиков), %

0,006

0,42

рост в 70 раз

Объем налоговых расходов за 2019 год, согласно данным, предоставленным МИФНС №7 по Ульяновской области, составил 145 тыс. рублей, что на 144 тыс. рублей больше, чем за 2018 год.

В отчетном году по сравнению с 2018 году востребованность льгот возросла, данный факт свидетельствует о востребованности указанного налогового расхода.

            В результате действия налогового расхода одним физическим лицом, относящимся к категории социально незащищенного населения, применившим налоговую льготу по налогу на имущество физических лиц, получен дополнительный доход в среднем:

- за 2019 год – 410,7 рубля, за 2018 год – 200,0 рублей.

1.2. Льгота по земельному налогу с физических лиц:

№ п/п

Фискальные характеристики налоговых расходов

2018 год

2019 год

Темп роста (2019 года к 2018 году) %

1

Объем налоговых расходов в результате освобождения от налогообложения, тыс.руб.

56

59

105.4

3

Численность налогоплательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, чел.

237

263

111.0

4

Общее количество налогоплательщиков, чел.

29 404

29 562

100.5

Востребованность (соотношение численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы к общей численности плательщиков), %

0.8

0.9

112.5

Общая сумма предоставленных льгот за 2019 год составила 263 тыс. рублей, что на 26 тыс. рублей больше, чем за 2018 год.

В результате применения налоговой льготы одному физическому лицу, относящемуся к категории социально незащищенного населения, получен дополнительный доход в среднем:

- за 2019 год – 224.3 рубля, за 2018 год – 236.3 рубля.

            Действие социального налогового расхода способствует достижению установленных целей социально-экономической политики муниципального образования посредством повышения доходов населения, что свидетельствует о его положительной результативности, направлены на поддержку социально незащищенных групп населения, отвечают общественным интересам, являются востребованными, не несут в себе значимых отрицательных внешних эффектов в отношении экономического развития муниципального образования.

            Вывод: налоговый расход носит социальный характер, направлен на поддержку социально незащищенных групп населения, отвечает общественным интересам, а также способствует повышению уровня и качества жизни отдельных категорий граждан. Налоговый расход является эффективным и не требующим отмены.

К техническим расходам относятся освобождение от налога муниципальных организаций, учреждений и казенных предприятий, в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций.      

№ п/п

Фискальные характеристики налоговых расходов

2018 год

2019 год

Темп роста (2019 года к 2018 году) %

1

Объем налоговых расходов в результате освобождения от налогообложения муниципальных организаций, учреждений и казенных предприятий, в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций, тыс.руб.

9376

3547.4

37.8

2

Количество налогоплательщиков, воспользовавшихся правом на льготы

63

66

104.7

3

Общее количество налогоплательщиков

297

327

110.1

              

Объем налоговых расходов за 2019 год, согласно данным, предоставленным МИФНС №7 по Ульяновской области, составил 3547.4 тыс. рублей, что на 5828.6 тыс. рублей меньше, чем за 2018 год.

            Технические налоговые расходы в отношении органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета города Димитровграда востребованные, не несут в себе отрицательный эффект на бюджет города Димитровграда, а также на экономическое развитие муниципального образования.

Вывод: налоговый расход носит технический характер, способствует устранению встречных финансовых потоков средств местного бюджета. Налоговый расход является эффективным и не требующим отмены.

№ п/п

Фискальные характеристики налоговых расходов

2018 год

2019 год

Темп роста (2019 года к 2018 году) %

1

Объем налоговых расходов в результате освобождения от налогообложения инвесторов, осуществляющим капитальные вложения в расположенные на территории города в основные средства, в отношении всех земельных участков находящихся в собственности, в не зависимости от категории разрешенного использования, тыс.руб.

0

9457.6

-

2

Количество налогоплательщиков, воспользовавшихся правом на льготы

0

1

-

5

Общее количество налогоплательщиков

297

327

110.1

            Основной целью введения стимулирующих налоговых расходов является повышение конкурентоспособности экономики города Димитровграда посредством роста показателей деятельности промышленного производства и инвестиционной привлекательности. В 2019 году данной льготой воспользовался один налогоплательщик – ООО «ДААЗ». ООО ДААЗ, является градообразующим предприятием города, среднесписочная численность работников – 3350, общая сумма уплаченных налогов и сборов в бюджеты всех уровней в 2019 году – 757,9 млн.рублей, в 2018 – 479,6 млн.рублей, Сумма дохода в 2019 году составляла 6.5 мрдр.рублей, что на 705 млн.рублей меньше 2019 года, убыток 2019 года составляет – 2,5 млн.рублей, рост к 2018 году составляет 12.8%. В связи с ежегодным повышением уровня убыточности градообразующего предприятия, увеличение расходов предприятия поставит под угрозу выполнение обязательств перед работниками. На основании вышеизложенного отмена преференции для данного предприятия не целесообразно и не эффективно.

Вывод: налоговый расход носит стимулирующий характер, направлен на сохранение и повышение конкурентоспособности экономики города Димитровграда посредством роста показателей деятельности промышленного производства и инвестиционной привлекательности. Налоговый расход является эффективным и не требующим отмены.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie